68. Методы измерения отношений. Типы основных шкал. Шкала Оскуда. Шкала Лайкерта.

Основные типы шкал                           

    i.   Номинальная шкала

    ii.  Порядковая шкала

    iii. Интервальная шкала

    iv. Относительная шкала

см график 25

1.      Шкалы в МИ (как и в других общественных науках – социологии) служат для шкалирования свойств реальных объектов. Они носят формальный характер и поэтому могут называться формальными шкалирующими моделями.

2.      Процесс упорядочивания знаков по объектам или событиям  согласно правилам называется шкалированием.

3.      Упорядоченные по эмпирическим свойствам знаки представляют собой шкальные оценки

Количество (quantity) – это величина, масса, состояние веществ, объектов или систем, существующих в виде множества качеств, свойств, элементов.

Качество (quality) – существенные свойства объектов

Типы шкал

1. Номинальная шкала – числа служат только как ярлыки или метки для определения и классификации объектов со строгим, один к одному соответствием между числами и объектами (Примеры: Номера зачетных книжек, Номера игроков команды, Примеры из маркетинга: Номера торговых марок, типов магазинов, классификация по полу

, Описательная статистика: Процентные отношения, мода (Mode), Дедуктивная статистика: Критерий хи-квадрат. Биноминальный критерий)

2. Порядковая шкала – ранговая шкала (более сильная по отношению к номинальной), в которой числа присваиваются объектам для отражения относительной степени выраженности характеристик (Примеры: Ранги качества,

Ранги команд в турнире, Примеры из маркетинга: Ранги предпочтений, рыночная позиция, социальный класс, Описательная статистика: Процентили, медиана

(Medianа), Дедуктивная статистика: Ранговая корреляция, дисперсионный анализ)

 

3. Интервальная шкала – числовая шкала, количественно равные промежутки которой отображают равные промежутки между значениями измеряемых характеристик (шкала температуры) (Примеры: Температура

(Фаренгейт

Цельсий), Примеры из маркетинга: Отношения, мнения, коэффициенты, Описательная статистика: Диапазон, средняя, стандартное отклонение, Дедуктивная статистика: Коэффициент корреляции, регрессия, факторный анализ, дисперсионный анализ)

 

4. Относительная шкала – наиболее информативная шкала. Позволяет идентифицировать объекты, ранжировать их, а также сравнивать интервалы и разницы. (объемы продаж, доля рынка, число покупателей)

См график 25 -1

Сравнительные шкалы.

Шкалы попарного сравнения

Наиболее популярный метод в МИ. Потребителя просят продегустировать два разных продукта и высказать мнение о предпочтении к одному. Считается, что проведение 1,000  попарных сравнений будет достаточно для выведения нового потребительского продукта. однако, проведение таких тестов для продуктов компаний с высоким уровнем репутации и имиджа брэнда может быть не очень хорошим индикатором для начала широких продаж тестируемого продукта.

Упорядоченное шкалирование

Респондентам предлагается несколько объектов, чтобы они проранжировали их по определенному критерию.

Инструкция: расположите марки зубных паст в зависимости от ваших предпочтений. Сначала выберите наиболее понравившуюся и присвойте ей номер 1, затем 2 и так далее. Наименее понравившаяся должна иметь номер 10.

Шкалирование с постоянной суммой

Инструкция:

Респондентов просят разделить 100 баллов между свойствами туалетного мыла, в зависимости от важности каждого из этих свойств. Свойства объекта шкалируются делением суммы баллов, присвоенных каждому из них, на общее кол-во респондентов

Вербальные протоколы

Метод для исследования познавательных реакций через высказывание их вслух при выполнении задания осуществления покупки.

Техника Q–сортировки (Qsort technique) — исследовательский метод. Испытуемый оценивает степень свойственности тех или иных психологических качеств себе самому или идеальному представлению о себе.

Методы несравнительного шкалирования.

Детализированные рейтинговые шкалы содержат числа и/или краткое описание, связанное с категорией отношения к объекту исследования

w        Шкала Лайкерта – служит для измерения отношения, содержит степень согласия от 1 (абсолютно не согласен) до 5 (полностью согласен)

w        Семантический дифференциал Осгуда (5-7 балльная шкала с биполярными метками, служит для измрения отношения к имиджу компании, марки

w        Шкала Стэпела – униполярная 10-балльная шкала без точки начала отсчета служит для измерения отношений и образов

 

Семантический дифференциал для измерения представления о людях продуктах

 

1. Грубый

:-:-:-:-:-:-:-:

Утонченный

2. Неудобный

:-:-:-:-:-:-:-:

Удобный

3. Доминирующий

:-:-:-:-:-:-:-:

Второстепенный

4. Неприятный

:-:-:-:-:-:-:-:

Приятный

5. Консервативный

:-:-:-:-:-:-:-:

Современный

6. Ранний

:-:-:-:-:-:-:-:

Зрелый

7.Скромный

:-:-:-:-:-:-:-:

Тщеславный

8. Красочный

:-:-:-:-:-:-:-:

Бесцветный

 

 

Шкала Лейкерта

w        Я люблю решать кроссворды

Не согласен                                     Согласен

1               2          3            4             5

Шкала Степела

Пожалуйста, оцените, насколько точно слово или фраза описывает исследуемые универмаги:

  +3                                               +3

  +2                                               +2

   +1                                               +1

Высокое качество                         Плохой сервис

-1                                                 -1

-2                                                 -2

-3                                                 -3

Для тех, кто хочет - ещё пояснения.

Для сбора данных разрабатываются анкеты (вопросники). Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений.

Измерения могут носить качественный или количественный характер и быть объективными или субъективными. Объективные качественные и количествен­ные измерения производятся измерительными приборами, действие которых основано на использовании физических законов. Теория объективных измере­ний достаточно хорошо разработана.

Субъективные измерения производятся человеком, который как бы вы­полняет роль измерительного прибора. Естественно, что при субъективном измерении на его результаты влияют психология и особенности мышления человека. Законченная теория субъективных измерений пока еще не построе­на. Однако можно говорить о создании общей формальной схемы как объек­тивных, так и субъективных измерений. На основе логики и теории отноше­ний построена теория измерений, позволяющая с единых позиций рассмат­ривать как объективные, так и субъективные измерения.

Любое измерение включает в свой состав: объекты, показатели и процеду­ру сравнения.

Измеряются показатели некоторых объектов (потребители, марки продук­тов, магазины, реклама и т.п.). В качестве показателей сравнения объектов используются пространственные, временные, физические, физиологические, социологические, психологические и другие свойства и характеристики объек­тов. Процедура сравнения включает определение отношений между объекта­ми и способ их сравнения.

Введение конкретных показателей сравнения позволяет установить отно­шения между объектами — например, «больше», «меньше», «равны», «хуже», «предпочтительнее» и т.д. Существуют различные способы сравнения объек­тов между собой, например, последовательно с одним объектом, принимае­мым за эталон, или друг с другом в произвольной или упорядоченной после­довательности.

Как только определена некоторая характеристика для выбранного объекта, говорят, что объект был измерен по данной характеристике. Легче измеряют­ся объективные свойства (возраст, доход, количество выпитого пива и т.п.), чем субъективные свойства (чувства, вкусы, привычки, отношения и т.п.). В последнем случае респондент должен перевести свои оценки на шкалу плот­ности (на некоторую числовую систему), которую должен разработать иссле­дователь.

Измерения можно провести с помощью различных шкал. Выделяют четыре характеристики шкал: описание, порядок, расстояние и наличие начальной точки.

Описание предполагает использование единственного дескриптора или опоз-навателя для каждой градации в шкале. Например, «да» или «нет»; «согласен» или «не согласен»; возраст респондентов. Все шкалы имеют дескрипторы, ко­торые определяют, что измеряется.

Порядок характеризует относительный размер дескрипторов («больше, чем», «меньше, чем», «равен»). Не все шкалы обладают характеристиками порядка. Например, нельзя сказать, больше или меньше «покупатель» по сравнению с «непокупателем».

Такая характеристика шкалы, как расстояние, используется, когда извест­на абсолютная разница между дескрипторами, которая может быть выражена в количественных единицах. Респондент, который купил три пачки сигарет, купил на две пачки больше по сравнению с респондентом, купившим только одну пачку. Следует отметить, что когда существует «расстояние», то суще­ствует и порядок. Респондент, купивший три пачки сигарет, купил их «боль­ше, чем» респондент, приобретший только одну пачку. Расстояние в данном случае равно двум.

Считается, что шкала имеет начальную точку, если она имеет един­ственное начало или нулевую точку. Например, возрастная шкала имеет истинную нулевую точку. Однако не все шкалы обладают нулевой точкой для измеряемых свойств. Часто они имеют только произвольную нейтраль­ную точку. Скажем, отвечая на вопрос о предпочтительности определен­ной марки автомобиля, респондент ответил, что он не имеет мнения. Градация «не имею мнения» не характеризует истинный нулевой уровень его мнения.

Каждая последующая характеристика шкалы строится на предыдущей ха­рактеристике. Таким образом, «описание» является наиболее базовой характе­ристикой, которая присуща любой шкале. Если шкала имеет «расстояние», она также обладает «порядком» и «описанием».

Выделяют четыре уровня измерения, определяющих тип шкалы измере­ний: наименований, порядка, интервальный и отношений. Их относительная характеристика дается в табл. 3.4.

Шкала наименований обладает только характеристикой описания; она ста­вит в соответствие описываемым объектам только их название, никакие ко­личественные характеристики не используются. Объекты измерения распада­ются на множество взаимоисключающих и исчерпывающих категорий. Шкала наименований устанавливает отношения равенства между объектами, кото­рые объединяются в одну категорию. Каждой категории дается название, чис­ленное обозначение которого является элементом шкалы. Очевидно, что из­мерение на этом уровне всегда возможно. «Да», «Нет» и «Согласен» — «Не согласен» являются примерами градаций таких шкал. Если респонденты были классифицированы по роду их деятельности (шкала наименований), то эта школа не дает информацию типа «больше, чем», «меньше, чем».

 

 

 

Hosted by uCoz